• Методическая разработка открытого занятия по теме: Образ ведуньи в славянских и русских сказках
  • Аннотация к занятию: Образ ведуньи в славянских и русских сказках
  • Занятие разработано на основе авторской дополнительной общеразвивающей программы Фэнтази для учащихся 4 года обучения 14-11 лет.

Тема занятия: : « Образ ведуньи в славянских и русских сказках»

Изображение ведуньи и бабы-яги по славянским традициям.

Цель занятия: Создание условий для совершенствования практических умений и навыков в смешанной технике (акварель и цветные карандаши)

Задачи:

- обучающие:

  1. Познакомить с волшебными образами в славянских и русских сказках.
  2. Научить сравнивать сказочные образы русской литературы и зарубежной.
  3. Анализировать двойственную природу персонажа русских народных сказок Бабы яги.

- воспитательные:

  1. Формировать интерес к культуре и истории России.
  2. Формировать потребность в общении в контексте культуры: тактичность и терпимость.
  3. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой).

- развивающие:

  1. Развивать познавательные и профессиональные интересы.
  2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  3. Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений и навыков).

Универсальные учебные действия:

  • Анализ предложенных техник выполнения изображения с целью выделения принадлежности определенному виду;
  • самостоятельное изображения рисунка — ведуньи в определенной последовательности по предложенной пошаговой схеме;

Регулятивные

  • оценка проделанной работы по качеству сделанной своими руками работы (рефлексия — что было интересно, что получилось, было трудно и т.д).

Коммуникативные

  • умение выражать свои мысли, рассуждать во время повторения изученного ранее материала;
  • умение «слышать другого» во время диалога, когда учащиеся рассказывают об истории возникновения образа славянской ведуньи;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу изготовления изделия;
  • коллективное взаимодействие во время народной игры «Катись, катись, яблочко»

Личностные

  • знакомство с культурой и традициями славянских изображения ведуньи, бабы-яги;
  • формирование гордости за свою культуру;

Тип учебного занятия: закрепление знаний и способов деятельности;

Дидактическая цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся;

Приемы и методы обучения: По источнику передачи и восприятия учебного материала применены: наглядный, словесный, практический.

В качестве наглядности на данном занятии широко используется выставочный материал,выполненный учащимися и педагогом, а так же применяются информационные технологии (видеоматериал), что позволяет:

  • сделать занятие более интересным,
  • погрузить учащихся в атмосферу какой-либо эпохи,
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер,
  • раскрыть тему с разных сторон.

На занятии используются различные формы словесных методов обучения. Благоприятная атмосфера создается благодаря применению сказкотерапии, различных сюрпризных моментов, которые создают и поддерживают высокий уровень познавательного интереса и активности детей. Включение музыкальных фрагментов в процессе занятия усиливают чувственное восприятие предлагаемого материала, создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.

Использование в качестве физкультминутки подвижной народной игры позволяет не выходить из той атмосферы, которая уже создана на занятии.

Обоснование выбранной темы:

Тема урока, связанная с славянскими образами, выбрана не случайно. В образовательной программе «Фэнтази» прослеживается обращение к славянским истокам, к ихним обрядам и традициям, открывается детям неповторимый, дивный мир славянского народа, что воспитывает в детях чувство патриотизма, осознание истоков русского народа. Художественная направленность программы и занятия в целом обусловлена формированием у учащихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Форма организации занятия: практико — ориентированная. Педагог использует различные приемы управления вниманием и активизации детей: показывает образец своей работы, демонстрирует, какие возможны ошибки, обращается за помощью к самим учащимся: «как можно исправить возможные ошибки в работе?»

Межпредметные связи: с уроком ручного труда ( основные элементы изображения славянской ведуньи), связь с окружающим миром.

Оборудование:

Для учащихся: листы бумаги - формат А3 - А4, карандаши цветные, ластики, карандаши простые, гелиевые ручки, краски, кисточки, палитра.

Для педагога: экран для демонстрации видеоматериала, доска, плакаты с изображением славянских образов ведуньи и бабы-яги, плакат с поэтапным изображение выполнения рисунка, образцы детских работ старшей группы, образец рисунка педагога, музыкальный центр (фоновая музыка), для игры (поднос и яблочко).

Ожидаемые результаты — выполнение рисунка в технике славянских иллюстраций, закрепления навыков в технике смешанной графики. Расширение знаний славянских традиций и возникновения у учащихся желания больше узнать о традициях и обычаях русского народа.

Рекомендации по организации проведения занятия:

  • Учебное помещение перед занятием должно быть хорошо проветрено, чисто убранным, просторным.
  • Все этапы занятия сопровождаются слайд -шоу.
  • При подборе музыкального материала необходимо отдать предпочтение славянской мифологии.


  • Дата проведения: 13 ноября 2017 года, 17.00.
  • Место проведения: ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, корпус Б, кабинет №5
  • Продолжительность занятия: 135 мин.
  • Характеристика группы: группа 4 года обучения, по списку — 6 человек, возраст учащихся: 14-17 лет.
  • Состав присутствующих: учащиеся, педагоги и администрация ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, родители.

Цель занятия: Создание условий для совершенствования практических умений и навыков в смешанной технике (акварель и цветные карандаши)

Задачи:

- обучающие:

1. Познакомить с волшебными образами в славянских и русских сказках.

2. Научить сравнивать сказочные образы русской литературы и зарубежной.

3. Анализировать двойственную природу персонажа русских народных сказок Бабы яги.

- воспитательные:

1. Формировать интерес к культуре и истории России.

2. Формировать потребность в общении в контексте культуры: тактичность и терпимость.

3. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой.

- развивающие:

1. Развивать познавательные и профессиональные интересы.

2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

3. Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений и навыков).

Методы обучения:

1. Репродуктивный.

2. Словесный метод – рассказ, беседа.

3. Наглядный - рассматривание иллюстраций к сказкам.

4. Метод познавательной игры.

5. Метод практической работы.

6. Использование средств искусства – фоновая классическая музыка.

Оборудование: доска, плакат, образцы детских работ, музыкальный центр, листы бумаги - формат А3 -А4, карандаши цветные, ластики, карандаши простые, гелиевые ручки, краски, кисточки, палитра.

План занятия

  1. Организационный момент --- 5 мин
  2. Изложение нового материала. Беседа с детьми --- 30 мин
  3. Просмотр мультфильма --- 4 мин
  4. Обсуждение мультфильма --- 4 мин
  5. Перемена --- 10 мин
  6. Продолжение изложения нового материала. Беседа с детьми --- 10 мин
  7. Игра разминка для глаз --- 5 мин
  8. Техника безопасности --- 5 мин
  9. Практическая работа --- 25 мин
  10. Перемена --- 5 мин
  11. Продолжение практической работы --- 25 мин
  12. Подведение итогов. Релаксация --- 7 мин

Итого: 135 мин

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте дети, здравствуйте гости!

Тема сегодняшнего занятия будет сказочная, поскольку говорить мы будем о сказках. И я попрошу всех встать в кружок. Сейчас мы немного поиграем с вами. Помните сказку «Аленький цветочек», когда Настенька катала яблочко по тарелочке, и тарелочка показывала ей родные края, отчий дом, родного батюшку. Вот и мы будем катать яблочко, а оно нам напомнит наши любимые сказки.

Начну я. Катись, катись яблочко по тарелочке напомни мне мою любимую сказку (катится яблочко по тарелочке). После этого педагог называет свою любимую сказку «Спящая красавица» и любимого персонажа Бабка ёжка.

Тарелочка с яблочком переходит из рук в руки и учащиеся поочереди называют свои любимые сказки и любимых персонажей.

Педагог:

«В некотором царстве, в некотором государстве», «Было ли, не было…» Это выражение настраивает слушателя на то, что действие сказки разворачивается в мире между мирами, где все не такое, каким кажется на первый взгляд.

Из своего детства я помню старые славянские сказки, которые рассказывала мне бабушка. В этих сказках главную роль занимали любовь, доброта, отзывчивость, особое внимание уделялось взаимоотношениям поколений. Современные сказки, которые до нас доходят - это в основном сказки которые уже переделывались много раз в них очень мало сохранено от первоначальной истории.

С приходом христианства славянские сказки начинают несколько искажаться. В новых сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о благах, доставшихся даром (например – скатерть – самобранка, ковер - самолет). В то время, как в славянских сказках главные герои всегда добиваются цели только своим трудом.

Одним из примеров искажений является Сказка о репке, известная всем с самого раннего детства. В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, и значимость Отца и Матери в семье.

Можно привести еще множество примеров отличия старославянских сказок от русских народных. Но я, думаю, перечитывая страницы сказок, вы найдете их сами.

Одно лишь хочу заметить: надо ценить те старославянские сказки, сказания и былины, которые дошли до нас в своем первозданном виде, передаваясь от поколения к поколению.

Сегодня на занятии мы познакомимся с образом ведуньи в славянских и русских народных сказках.

Как правило в сказках герои делятся, на две противоположности. Как вы думаете, какие?

Дети: на добрых и злых.

Педагог: молодцы ребята, правильно.

Педагог: но сказочные персонажи еще бывают разделены на мужские и женские образы.

К мужским образам относятся: леший, водяной, кащей - бессмертный, Иван-царевич, Иванушка - дурачок.

К женским образам относятся: Василиса прекрасная, Аленушка, русалка, кикимора, Баба-Яга, ведунья.

И есть еще такой персонаж как ворон, сокол, оборотень, волк и лиса они относятся к образам животных.

Но сегодня мы рассмотрим только образ ведуньи в славянских и русских сказках и сравним их.

Педагог: ребята, а кто такие ведуньи? (дети отвечают)

Сейчас мы попробуем разобраться. В сказках есть ведьма — злая колдунья, которая заколдовала прекрасную принцессу и заставила ее уснуть на много - много лет, превратила прекрасного принца в страшное чудовище и велела оставаться ему в этом образе, пока не полюбит его искренней любовью красавица.

А есть ведунья, от слова «ведать», знать. Это лекарка, знахарка, целительница и прорицательница. Ведунья вела одинокий образ жизни в лесной глуши. Она изображалась всегда в длинной одежде, с клюкой, в душегрее, отороченной мехом. На шее всегда было много бус, подвесок, разные мешочки со снадобьями и сухоцветами увешивали одежду.

Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Седой медведь», где очень хорошо показан образ ведуньи.

(просмотр мультфильма)

Педагог: ребята, вы обратили внимание, что ведунья не колдовала, а молилась над травами, она собирала коренья для лекарства. Помните ее слова: «Хорошая травка, но нам много не надо, пусть растет и радуется солнышку!» Это напротив говорит о ее душевной доброте. Смягчает её образ и ласковый кот, который постоянно урчит.

(перемена)

А теперь давайте рассмотрим, кто же такая баба-яга?

(ответы детей)

Педагог: это образ ведуньи в русских народных сказках.

Баба-Яга - уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя .

Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в избушке на курьих ножках.

Образ Бабы яги имеет двойственную природу, это связано, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых Баба-яга является отшельницей, которая одна живет в лесу, собирает травы и потом ими лечит, как целительница. Которая со временем превратилась в злого персонажа.

Баба-яга обычно изображается в виде горбатой старухи с большим, длинным и крючковатым носом (Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы висят»

(показ иллюстраций Бабы яги)

Педагог: А кто же выступает волшебными помощниками Бабы-яги?

Дети: гуси-лебеди, кот, сова, поросенок.

Педагог: А в каких сказках встречается Баба-Яга?

Дети: «Василиса прекрасная», «Гуси-Лебеди», «Финист - ясный сокол”.

Педагог: Вижу, хорошо вы знаете русские народные сказки! Молодцы! Прошу все х встать и выполнять разминку.

Игра – разминка для глаз

  1. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на короткое время.
  2. На вдохе медленно переведите глаза вправо (до упора, но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом переведите глаза влево.
  3. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
  4. Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Повторение техники безопасности.

Педагог: Давайте повторим технику безопасности при работе с красками, карандашами, кистями.

(Рассказывают дети)

  • Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот кисти и перья для туши.
  • Карандаши и кисточки не направлять на себя и соседа острым концом.
  • Работать инструментами только на рабочем месте, рабочее место сохранять в порядке.

Практическая работа

Педагог: А теперь приступим к практической работе. Каждый из вас уже приготовил эскиз увиденного вами сказочного образа. Сегодня вы должны придать своему образу колорит с помощью красок и карандашей.

(педагог периодически во время практической работы напоминает учащимся)

  1. Начинаем с фона и подмалевок в рисунке, напоминаю – от темного к светлому.
  2. Усильте тень и сделайте передний план поярче
  3. Прорисуйте детали, делая их ярче и четче, учитывая динамику линий от светлого, к темному.

(Самостоятельная работа учащихся)

Подведение итогов урока:

Педагог: Теперь, когда работы наши готовы, организуем выставку.

(Учащиеся организовывают выставку своих работ)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Я предлагаю вам оценить свои работы. Кто доволен своей работой, а кому надо еще поработать?

(учащиеся поочереди дают оценку своим работам)

Педагог: Ребята, а какая работа вам понравилась больше других? И чем?

Педагог: А я считаю, что каждая работа хороша по своему, потому, что каждый из вас видел свой образ по своему и передал его на бумагу. Другое дело – технические тонкости, в которых вы могли допустить ошибки. Их мы с каждым разберем на следующем занятии.

А сегодня, большое спасибо за занятие, мне было очень приятно вместе с вами открывать что-то новое. Сегодня все молодцы справились с задачей и давайте это отметим дружными аплодисментами друг другу.

До новых встреч!


Литература

  1. Духи и существа потустороннего мира. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.
  2. Славянские мифические существа. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.
  3. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях/ Перев. С англ. - М.: ООО Книжное издательство «София», - 448 с.
  4. Славянские Боги и Божки. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.