• Дата проведения: 28 января 2019 года, 16.30.
  • Место проведения: ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, корпус Б, кабинет №5
  • Продолжительность занятия: 135 мин.
  • Характеристика группы: группа 5 года обучения, по списку — 8 человек, возраст учащихся:
  • 12-15 лет.
  • Состав присутствующих: учащиеся, педагоги и администрация ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, родители.

Цель занятия: Создание условий для совершенствования практических умений и навыков в цветной графике (акварель и цветные карандаши)

Задачи:

- обучающие:

  1. Познакомить с традициями русских праздников.
  2. Научить поэтапно разбирать художественные образы в картинах Русских мастеров.
  3. Анализировать задумку художника.

- воспитательные:

  1. Формировать интерес к культуре и истории России.
  2. Формировать потребность в общении в контексте культуры: тактичность и терпимость.
  3. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой)

- развивающие:

  1. Развивать познавательные и профессиональные интересы.
  2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  3. Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений и навыков).

Методы обучения:

  1. Репродуктивный.
  2. Словесный метод – рассказ, беседа.
  3. Наглядный - рассматривание иллюстраций к сказкам.
  4. Метод познавательной игры.
  5. Метод практической работы.
  6. Использование средств искусства – фоновая классическая музыка.

Оборудование: доска, плакат, образцы детских работ, музыкальный центр, листы бумаги - формат А3 -А4, карандаши цветные, ластики, карандаши простые, гелиевые ручки, краски, кисточки, палитра.


План занятия

  1. Организационный момент --- 5 мин
  2. Изложение нового материала. Беседа с детьми --- 30 мин
  3. Рассмотрение плакатов --- 4 мин
  4. Обсуждение картин Русских художников --- 15 мин
  5. Игра предсказания --- 10 мин
  6. Техника безопасности --- 5 мин
  7. Практическая работа --- 25 мин
  8. Перемена --- 10 мин
  9. Продолжение практической работы --- 25 мин
  10. Подведение итогов. Релаксация --- 7 мин

Итого: 135 мин


Ход занятия

Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте дети, здравствуйте гости!

Тема сегодняшнего занятия будет необычной, поскольку говорить мы будем о Святочной недели и изображения ее в картинах русских мастеров.

Педагог:

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Педагог: Ребята а какие праздники у нас входят в святочную неделю?

Дети: Рождество, старый Новый год, Крещение.

Рождество христово – 07 января, старый Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – от слова "святой".

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокадневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

Педагог: ребята, а что такое колядки?

Дети: колядки когда поют песни, прося конфеты у хозяев

Педагог: молодцы ребята, правильно.

Педагог: После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Педагог: Ребята, а какой у нас второй праздник после Рождества?

Дети: Старый Новый год

Педагог: Молодцы ребята

Второй праздник Святок –старый Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование старого Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".

В ночь под старый Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Крещениетретий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Педагог: Ребята, а чтоже делают в крещенский вечерок?

Дети: Гадают

Педагог: Правильно, в крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность.

Даже в священном писании - Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу.

На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху "теремного затворничества", когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, деревенские девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело - нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна.

Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревне праздновался древними славянами как день рождения солнца.

А солнце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит - благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем - и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.

Издавна считалось, что святые дни - святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января - святые вечера, а с 14 по 19 января - страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в "переходной период", где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места - это и перекресток дорог, и прорубь, и баня,. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы - нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.

Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: "Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет...",- и называла имя девицы, на которую ворожили.

Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации.

Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок

А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти.

Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет - сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой - богатым.

Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.

Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же петухи.

Давайте с вами посмотрим на плокаты, где мы можем видеть картины разных Русских художников таких как: К. Брюлов, Сергеев, К.Маковский, А. Венецианов

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836.

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами. Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии.


Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова


Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей



Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорую беду. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые. В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

Рассмотрев с вами несколько картин Русских художников, мы можем заметить, что художники хорошо показали в своих картинах Гадания в крещенский вечерок и святки

Игра предсказание: Каждый ученик по очереди вытаскивает из мешочка свиток записки где написано предсказание на этот год, Какую записку вытащит из мешочка, то его и будет ждать в новом году.

Игра – разминка для глаз

  1. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на короткое время.
  2. На вдохе медленно переведите глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом переведите глаза влево.
  3. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
  4. Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Повторение техники безопасности.

Педагог: Давайте повторим технику безопасности при работе с красками, карандашами, кистями.

(Рассказывают дети)

  • Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот кисти и перья для туши.
  • Карандаши и кисточки не направлять на себя и соседа острым концом.
  • Работать инструментами только на рабочем месте, рабочее место сохранять в порядке.

Практическая работа

Педагог: А теперь приступим к практической работе. Каждый из вас уже приготовил эскиз увиденного вами сказочного образа. Сегодня вы должны придать своему образу колорит с помощью красок и карандашей.

(педагог периодически во время практической работы напоминает учащимся)

  1. Начинаем с фона и подмалевок в рисунке, напоминаю – от темного к светлому.
  2. Усильте тень и сделайте передний план поярче
  3. Прорисуйте детали, делая их ярче и четче, учитывая динамику линий от светлого, к темному.

(Самостоятельная работа учащихся)

Подведение итогов урока:

Педагог: Теперь, когда работы наши готовы, организуем выставку.

(Учащиеся организовывают выставку своих работ)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Я предлагаю вам оценить свои работы. Кто доволен своей работой, а кому надо еще поработать?

(учащиеся поочереди дают оценку своим работам)

Педагог: Ребята, а какая работа вам понравилась больше других? И чем?

Педагог: А я считаю, что каждая работа хороша по своему, потому, что каждый из вас видел свой образ по своему и передал его на бумагу. Другое дело – технические тонкости, в которых вы могли допустить ошибки. Их мы с каждым разберем на следующем занятии.

А сегодня, большое спасибо за занятие, мне было очень приятно вместе с вами открывать что-то новое. Сегодня все молодцы справились с задачей и давайте это отметим дружными аплодисментами друг другу.

До новых встреч!


Литература

  1. Русские Художники. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.
  2. Русские праздники. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.
  3. Святочные гадания или традиции святок/ Перев. С англ. - М.: ООО Книжное издательство «София», - 448 с.
  4. Славянские Боги и Божки. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.:ил.