Занятия художественным творчеством – является одним из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование является источником хорошего настроения и дает интенсивное познавательное развитие.

Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. Происхождение слова Эбру неизвестно.

Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Оригинальное название техники «обру» В персидском языке есть слова «об» (вода) и «ру» (на), соответственно «обру», упрощенное в турецком как «эбру», значит «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру.

Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — Эбру зародилось где-то на Востоке.

Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование» — так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.

В Европе же просто говорят — «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Турции. Еще недавно это искусство могло исчезнуть и стать только красивым воспоминанием.

Однако сегодня традиции Эбру бережно сохраняются. Устраиваются многочисленные выставки картин Эбру, мастер-классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле Эбру.

Эбру - это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге. Он не требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.

В России искусство Эбру появилось около пяти лет назад. Искусство рисования на воде почти никто не знал и первым мастерам потребовалось немало усилий, чтобы выучить турецкий язык, проникнуть в сердце турецкой культуры и освоить искусство эбру.

Данное направление очень нравится детям и взрослым, ведь всегда получается что-то красивое и завораживающее.

Цель: Развить воображение и творческие способности у ребенка с помощью необычных техник в графики эбру.

Задачи:

• Ознакомить с исторической частью эбру;

• Познакомиться с особенностями рисования на воде;

• Развивать мышление, память, внимание;

• Прививать любовь к искусству;


Предполагаемый результат

  • Владение техническим навыками рисования на воде;
  • Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности, координации рук);

Развитие психических процессов (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжить, придумать рисунок, выполнение задуманной цели, контроль за собственными действиями).

Нахождение материалов для рисования (использование предложенных педагогом и собственных).

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует:

  1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
  2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Воспитанники начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
  3. Воспитаннику предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров «шила» и т. д.).
  4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).

Методические рекомендации

Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов:

-проведение выставок детских работ;

-проведение открытого мероприятия;

Распределение техники по возрастным группам

С воспитанниками младшего возраста рекомендуется использовать: рисование деревянными палочками, обязательно детскими Эбру-красками техниками: Battal, Gelgit, и традиционные эбру-цветы. Детей среднего и старшего возраста можно знакомить с более сложными инструментами и техниками: Tarakli и Hatib.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Данные техники не утомляют воспитанников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для детей предусмотрены занятия, направленные на знакомство с искусством рисования на воде и нанесение узоров на бумагу и простые поверхности (плоскости).

Начальный обучения предусматривает знакомство детей с таким видом узора традиционные эбру-цветы. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Подготовка к рисованию

Что необходимо:

  • Лоток (с ровными краями, лучше белый, размером дна под будущий рисунок);
  • Деревянная палочка для рисования (при работе с детьми можно использовать деревянные шпажки);
  • Кисть из щетины (натуральная щетина №4-№8);
  • Гребень (из пластмассы или металла, разного размера);
  • Краски (профессиональные, только «для Эбру»);
  • Бумага (по размеру лотка, обязательно более плотная 90-100г/метр);
  • Писчая бумага (для защиты раствора и снятия лишних красок);
  • Раствор.

Эбру – это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

Как приготовить раствор для Эбру:

Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.

Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.

Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут. Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.

После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.

Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз газету на раствор и оставьте ее там до следующего "сеанса" рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка.

Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора. Чтобы собрать микропузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее "на себя" через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.

Полезно знать! Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами.

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.

Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок эбру используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании.

Техника рисования

После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:

  1. На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.
  2. Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.
  3. Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.
  4. Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.

В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.

Занятия «Эбру» формируют у воспитанников представления о возможностях использования необычных предметов.

Выставки работ в технике «Эбру» показали значимость проведённых занятий: желающих освоить новое искусство становится все больше и больше.

Помимо творчества - Эбру это прекрасный способ творческого самовыражения, душевной самопомощи на пути к себе, к самоидентификации, это возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые ресурсы.

Список литературы.

Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». М: Т. Ц. Сфера, 2005г. и

Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.