• Дата проведения: 29 апреля 2019 года, 16.30.
  • Место проведения: ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, корпус Б, кабинет №5
  • Продолжительность занятия: 135 мин.
  • Характеристика группы: группа 5 года обучения, по списку — 6 человек, возраст учащихся: 12-15 лет.
  • Состав присутствующих: учащиеся, педагоги и администрация ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, родители.

Цель занятия: Создание условий для совершенствования практических умений и навыков в графики

Задачи:

- обучающие:

  1. Познакомить с графическими приемами Альбрехта Дюрера.
  2. Научить поэтапно работать в создании картин.
  3. Анализировать задумку художника.

- воспитательные:

  1. Формировать интерес к искусству.
  2. Формировать потребность в общении в контексте культуры: тактичность и терпимость.
  3. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой

- развивающие:

  1. Развивать познавательные и профессиональные интересы.
  2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  3. Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений и навыков).

Методы обучения:

  1. Репродуктивный.
  2. Словесный метод – рассказ, беседа.
  3. Наглядный - рассматривание иллюстрации картин.
  4. Метод познавательной игры.
  5. Метод практической работы.
  6. Использование средств искусства – фоновая классическая музыка.

Оборудование: доска, плакат, образцы детских работ, музыкальный центр, листы бумаги - формат А3 - А4, карандаши цветные, ластики, карандаши простые, гелиевые ручки, краски, кисточки, палитра.

План занятия

  1. Организационный момент --- 5 мин
  2. Изложение нового материала. Беседа с детьми --- 30 мин
  3. Рассмотрение книжных пособий --- 4 мин
  4. Обсуждение картин --- 15 мин
  5. Игра угадай картину --- 10 мин
  6. Техника безопасности --- 5 мин
  7. Практическая работа --- 25 мин
  8. Перемена --- 10 мин
  9. Продолжение практической работы --- 25 мин
  10. Подведение итогов. Релаксация --- 7 мин

Итого: 135 мин

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте дети, здравствуйте гости!

Тема сегодняшнего занятия будет необычной, поскольку говорить мы будем о использовании техники старых мастеров на примере Альбрехта Дюрера в создании графических и живописных работ

Педагог:

Мы все знаем таких художников как Леонардо Да Винчи, Сандро Боттичелли, Санти Рафаэль, но мало кто знает что живописи надо учиться у итальянских художников, а графике надо учиться у немецких художников. И мы Сегодня это сделаем на примере Альбрехта Дюрера. Но рассмотрим мы не только графические работы но и живопись.

Педагог: Ребята а какие картины у вас самые любимые?

Дети: Мона Лиза, Аллегория клеветы, автопортрет Дюрера, серия Аллегорий правосудия для зала суда.

Педагог:

А теперь давайте кратко познакомимся с самим художником. Страна, где родился Альбрехт Дюрер – это Германия. Он появился на свет в городе Нюрнберг 21 мая 1471 году в семье ювелира. У его родителей было 18 детей, и наш герой был третьим ребенком. Отец будущего художника был мастером в своем деле и с раннего детства хотел привить сыну любовь к ювелирному делу. Но у мальчика проявлялись другие таланты – творческие, и отцу пришлось смириться с тем, что Альбрехт не станет ювелиром. Родители, решив развивать талант мальчика, отдали его на обучение к местному художнику Михаэлю Вольгемуту. Вольгемут славился не только как хороший художник, но и как мастер гравюры. Поэтому юноша освоил еще и это направление искусства. Свое обучение Дюрер закончил в 1490 году и тогда же написал первую свою картину «Портрет отца». Последующие 4 года он провел в путешествиях по Европе с целью посмотреть, как же живут люди в других странах, но и посмотреть мир, набраться ярких впечатлений. Альбрехт в 1492 году посетил Кольмару, желая встретиться с известным живописцем Мартином Шопенгауэром. Но увидеться им не удалось, так как Мартин умер за год до появления юного художника в Кольмаре. Дальше на пути его был Базель. В 1493 году он посетил Страсбург. Сюда его отец прислал письмо, в котором говорилось о том, что он женил своего сына «заочно». Браки такого рода были распространены. Возвратившись домой, художник Альбрехт Дюрер обвенчался 7 июля с Агнессой Фрей, дочерью славного медика. Их брак нельзя было назвать счастливым, хотя бы потому, что он был заключен против их воли. Но, несмотря на это, они прожили в браке до смерти. Дюрер в 1495 году написал портрет своей супруги «моя Агнесса». Детей у пары не было. Настоящая слава пришла к нему в 1494 году, когда он возвращается из Италии, где жил Альбрехт Дюрер полгода. Его гравюры разошлись по миру огромным числом копий. В 1505 году художник уезжает обратно в Италию, где его встречали с почестями. Посетив Венецию, Дюрер создал алтарный образ «Праздник четок» специально для церкви Сан-Бартоломео. Его слава росла, работы художника узнавались и каждый хотел иметь их у себя дома. На родину Альбрехт возвращается в 1507 году. Спустя 2 года покупает себе большой дом. Кстати, его имение сохранилось и до сегодня. Зимой 1512 года в Нюрнберг приехал Максимилиан I — император Священной Римской империи. Дюрер успел к этому времени увековечить в портрете двух его предшественников на троне. Максимилиану понравились работы автора, и он заказал художнику свой портрет. Но расплатиться за работу император не смог, поэтому назначил ему ежегодную солидную премию из нюрнбергской казны. В 1519 году Максимилиан умирает и художнику перестали выплачивать премию. И что сделал Альбрехт Дюрер? Он поехал в 1920 году к новому императору Карлу V, чтобы восстановить ежегодные выплаты. И это ему удалось. На обратном пути художник заболевает малярией и 6 апреля 1528 года умирает.

Художник заложил основы нового этапа в развитии искусства Германии. В своих работах он стремился к гармоничной идеальной красоте мира, рациональным законам природы. Дюрер на полотнах создавал типические, глубоко национальные образы, полны внутренней силы, раздумья и волевой энергии. Его творчество поражает контрастами. На картинах уживаются привязанность к деталям и тяга к монументальному, чувство и рассудочность.

Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и Glossary Link гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.

Игра угадай картину: Каждый ученик по очереди с закрытыми глазами берет со стала карточку с изображением картины художника, и пытается назвать художника, название картины, и основной цвет прописи картины.

Игра – разминка для глаз

  1. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на короткое время.
  2. На вдохе медленно переведите глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом переведите глаза влево.
  3. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
  4. Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Повторение техники безопасности.

Педагог: Давайте повторим технику безопасности при работе с художественными инструментами, карандашами, кистями.

(Рассказывают дети)

  • Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот кисти и перья для туши.
  • Карандаши и кисточки не направлять на себя и соседа острым концом.
  • Работать инструментами только на рабочем месте, рабочее место сохранять в порядке.

Практическая работа

Педагог: А теперь приступим к практической работе. Каждый из вас уже приготовил эскиз любимой картины или изображения понравившегося рисунка. Сегодня вы должны придать своему образу колорит с помощью красок и используя полученные знания о поэтапных техниках старых мастеров.

(педагог периодически во время практической работы напоминает учащимся)

(Самостоятельная работа учащихся)

Подведение итогов урока:

Педагог: Теперь, когда работы наши готовы, организуем выставку.

(Учащиеся организовывают выставку своих работ)

Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Я предлагаю вам оценить свои работы. Кто доволен своей работой, а кому надо еще поработать?

(учащиеся поочереди дают оценку своим работам)

Педагог: Ребята, а какая работа вам понравилась больше других? И чем?

Педагог: А я считаю, что каждая работа хороша по своему, потому, что каждый из вас видел свой образ по своему и передал его на бумагу. Другое дело – технические тонкости, в которых вы могли допустить ошибки. Их мы с каждым разберем на следующем занятии.

А сегодня, большое спасибо за занятие, мне было очень приятно вместе с вами открывать что-то новое. Сегодня все молодцы справились с задачей и давайте это отметим дружными аплодисментами друг другу.

До новых встреч.

Литература

  1. Живопись фигуры - А. А. Унковский. 1968
  2. Золотое сечение в живописи - Ф. В. Ковалев. 1989
  3. Техника акварельной живописи - П.П. Ревякин. 1959
  4. Цвет в живописи - Н.Н. Волков. 1965
  5. Основы рисунка - А. Ф. Шембель. 1994
  6. Как работать над пейзажем масляными красками - А. В. Виннер. 1971
  7. Для тех, кто рисует — П. Я. Павлинов. 1965
  8. Рисование головы человека — Н. Н. Ростовцев.1989
  9. А.С. Зайцев - Наука о цвете и живопись 1986